1. Ом! Тогда Ангирас сказал: "Пуруша (бывает)
трех видов, а именно: внешний Атман, внутренний Атман и высший Атман. (Тот, у
кого) есть оболочка, кожа, ногти (на руках), мясо, волосы, пальцы, большие
пальцы, позвоночник, ногти (на ногах), лодыжки, утроба, пуп, детородный член,
бедра, ляжки, щеки, брови, лоб, руки, бока, голова, артерии, глаза, уши; (кто)
рождается и умирает — тот зовется внешним Атманом.
2. Теперь — о внутреннем Атмане. (Кто),
благодаря (постижению) земли, воды, огня, воздуха, пространства, желания,
ненависти, счастья, несчастья, страсти, ослепления, сомнения и прочего, наделен
признаком памяти; (кто), благодаря.высоким, низким, коротким, долгим,
протяженным, запинающимся, ревущим, взрывным и смешанным отзвукам, а также)
танцам, пению, игре на инструментах, потере сознания, зевоте и прочему бывает
слушающим, обоняющим, пробующим на вкус, думающим, постигающим, действующим;
(кто) распознающий Атман, пуруша; (кто изучает) пураны, ньяю, мимансу,
дхармашастры; кто производит различение в действиях слуха, обоняния, тяготения
— тот зовется внутренним Атманом.
3. Теперь — о высшем Атмане: Он — (тот,
которого) следует почитать как священный слог (Ом); (который открывается)
думающему о высшем Атмане в размышлении и йоге — сдерживании дыхания,
прекращении деятельности чувств и полном слиянии; (подобный) семени смоковницы,
зерну проса, стотысячной части расщепленного кончика волоса; (который) недостижим,
непостижим, не рождается, не умирает, не засыхает, не сгорает, не дрожит, не разрушается,
не рассекается, лишен свойств, свидетель (всего), чистый, неделимый по природе,
единственный, тонкий, лишенный частей, незапятнанный, без самомнения, лишенный
звука, прикосновения, вкуса, вида, запаха, лишенный сомнения, лишенный
ожидания, всепроникающий. Он, немыслимый и неописуемый, очищает нечистое и
оскверненное, (он) — бездеятельный, нет (у него) связи с прошлыми
существованиями, нет (у него) связи с прошлыми существованиями. Этот пуруша
зовется высшим Атманом".
1. Так сказано. "Что тогда было?" Тому
<Субале> тот <Брахма> сказал: "Не <было тогда> сущего,
не <было> не-сущего", не <было> и сущего и несущего
<одновременно>. Из этого явился Мрак, из Мрака — Первоэлемент, из
Первоэлемента — пространство, из пространства — ветер, из ветра — огонь, из
огня — вода, из воды — земля. Затем появилось яйцо. Оно, высиживаясь год,
разделилось пополам: на землю внизу и на пространство вверху. В середине
<возник> божественный Человек: Человек с тысячью голов, с тысячью глаз, с
тысячью ног, с тысячью рук. Первой из <всех> существ он произвел смерть —
трехслогового, трехглавого, трехногого Кхандапарашу. Его имя — Брахман. Он
вошел в Брахмана, и тот произвел из <своего> ума семь сыновей. Те <в
свою очередь> из <своего> ума произвели вираджи, <наделенные>
истиной, и они поистине суть Праджапати. Того <божественного Человека>
рот стал брахманом, руки — кшатрием, бедра — вайшьей, из ног родился шудра. Из
<его> ума рождена Луна, из глаза родилось Солнце, Из уха — ветер и
дыхание, из сердца рождается все это.
2. Из <его> нижнего дыхания
<возникли> нишады, якши, ракшасы, гандхарвы, из костей — горы, из волос —
травы и деревья, из лба родился рожденный от гнева Рудра. Дыхание этого
великого существа — Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, фонетика, ритуалистика,
грамматика, этимология, просодия, астрономия, дискурсия, миманса, дхармашастры,
истолкования, дополнительные истолкования и все существа. Золотой блеск, в
котором пребывает этот Атман и все миры, разделился на две половины: женскую и
мужскую. Став богом, <он> создал богов, став мудрецом — мудрецов <и
сходным образом создал> также якшей, ракшасов. гандхарвов, обитателей
деревни и леса, также животных. Одно — корова, другое — бык, одно — жеребец,
другое — кобыла, одно — ослица, другое — осел, одно —
"вседержительница" (Земля), другое — "вседержитель"
(Вишну). Он, становясь в конце <времен> Вайшванарой, сжигает все сущее:
земля растворяется в воде, вода — в огне, огонь — в ветре, ветер — в пространстве,
пространство — в чувствах, чувства — в танматрах, танматры — в Первоэлементе,
Первоэлемент — в Великом, Великий — в Непроявленном, Непроявленное — в Непреходящем,
Непреходящее — во Мраке [Смерти], а Мрак сливается с высшим богом, за пределами
которого нет ни сущего, ни не-сущего, ни сущего и несущего
<одновременно>. Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
3. Поистине <все> это вначале было
не-сущим. Размышляя о том, что не-рожденное, не-возникшее <из другого>,
не-опирающееся <на что-либо иное>, без-звучное, не-осязаемое.
бес-форменное, без-вкусное, не-обоняемое, не-изменяемое, не-массивное, не-растущее.
не-великое, не-возникшее <есть его> Атман, мудрый не печалится.
<Это> без-жизненное, без-устое, без-ухое, без-звучное, без-умное,
бес-славное, без-глазое, без-имянное и без-родное, без-головое, без-рукое и
без-ногое, не-привязанное <к чему-либо, не-красное, не-измеримое,
не-короткое, не-длинное, не-массивное, не-атомарное, не-малое, не-ограниченное,
не-определимое, не-удлиненное, не-осмыслимое, не-демонстрируемое, не-сокрытое,
без-внутреннее, без-внешнее. <Оно> ничего не поедает и само <никем>
не поедается. Его следует достигать правдой, дарами, аскезой, постом,
воздержанием и безразличием <ко всему — этой> шестичленной
<практикой>. Этим трем пусть следует: воздержанию, дарам, милосердию.
<Тогда> у него праны не уйдут и здесь "растворятся". Став
Брахманом, в Брахмане же растворится, кто так знает.
4. В середине сердца — красный мясной шарик, в
котором малый белый лотос расцветает во все стороны, подобно красному лотосу. В
сердце десять отверстий, в коих помещены праны. Когда <йогин> соединяется
с праной, тогда видит реки и города, многие и различные. Когда соединяется с
вьяной, тогда видит богов и риши. Когда соединяется с апаной, тогда видит
якшей, ракшасов и гандхарвов. Когда соединяется с уданой, тогда видит
божественные миры, богов, Сканду и Джаянту. Когда соединяется с саманой, тогда
видит божественные миры и богатства <всех видов>. Когда соединяется с
вайрамбхой, тогда видит <все, до того> виденное, слышанное, вкушенное и
невкушенное, сущее и не-сущее — все видит. Здесь эти десять и десять артерий. В
каждой из них по 72 тысячи артерий: <там>, где этот Атман спит и
производит звуки. Когда же спит во втором "слое", тогда видит и этот
мир, и будущий, распознает все звуки. "Спокойное <видение>" —
так говорят <об этом>. Прана защищает тело. <Тогда> артерии
наполняются зеленой, темно-синей, желтой, красной и белой кровью. И здесь малый
белый лотос расцветает во все стороны, подобно красному лотосу. Артерии,
именуемые "хита", подобны волосу, разделенному тысячекратно. В
пространстве сердца, <что расположено в высшем "слое", спит этот
божественный Атман. Когда спит, не имеет никаких желаний, не видит никакого
сна, там нет ни богов, ни божественных миров, ни жертв, ни не-жертв, ни матери,
ни отца, ни сородича, ни родственника, ни вора, ни убийцы брахмана. <Его
форма> — из блеска и бессмертия, <Он> состоит из воды и
<погружается> в воду. И таким же путем "владыка" вновь
просыпается, — так тот <Брахма> поведал <мудрецу Субале>.